В последние годы в связи с ростом компьютерной грамотности и большей избирательности людей в покупке того или иного предмета или поиска качественной услуги, все чаще стали использоваться чтение отзывов. Не прошла мимо медицина и ветеринария. Сотни и тысячи текстовой информации написанных пользователями, чтобы пролить свет на лучшие и худшие стороны качества врача или клиники. Существует много сайтов, публикующих отзывы о больницах, клиниках и врачах. Но как обстоят дело на самом деле? Насколько можно доверять таким отзывам. Этот момент можно проанализировать на примере сравнения отзыва о техническом устройстве и отзыве о здоровье пациента.
Если при чтении отзыва об, например, автомобиле факт вскрытия и обнаружения конструктивного дефекта, особенно, если такие факты поступают от разных пользователей, то информации становятся объективно важной, но, если человек оценивает удобство сидения в автомобиле или его обзорность, то эти факт слишком субъективны, чтобы стать достоянием других читающих. Каковы ваши формы? Какого ваше зрение? Чтобы делать выводы об автомобиле. Поэтому при написании отзыва очень важно отходить от субъективных оценок и больше писать от тех фактах, которые более объективны.
Что касается отзывов о врачах или клинике, то здесь все еще сложнее. Прослеживается очень простая тенденция: если вы вылечены в этой клинике или этим врачом, то врач или клиника – хорошие. Но не учитывается факт того, что пациент мог вылечиться и без участия врача или при минимальном его участии, негативные результаты этого улучшения могут быть выявлены позднее, может быть, вообще, улучшение будет длиться всего неделю, благодаря обезболивающим средствам. Насколько данный отзыв будет полезен новому пациенту, который читает этот отзыв и собирается пойти к тому же врачу? Безусловно, отзыв будет вреден, а значит, может принести здоровью вред. Но тот, кто писал этот отзыв и тот, кто его читает, совершенно не понимают этого.
Теперь же возьмем случай с негативными результатами у того или иного врача. На основании такого мнения можно делать вывод – врач плохой, но так ли это? Не учитывается возможность влияния на результаты неизлечимости заболевания, тяжести исходного состояния, своевременности обращения, полноценности осуществления лечения, рекомендованного врачом других обстоятельств. Вопросов масса и в не вылеченном пациенте не всегда виноват врач. Бывали случаи, когда в клинику обращается бабушка с умирающим котом, получив рекомендации, она уходит и возвращается через пять дней с умершим котом, не выполняя ничего, из рекомендованного врачом лечения, подает на него в суд или пишет все тот же негативный отзыв о докторах. «Я пришла, а мне не помогли, и все тут». Насколько этот отзыв будет полезен? Безусловно, вреден. Мы не рассматриваем изначально ложных отзывов, никто и ничего кроме собственной морали нам не запрещает это делать. Если немало клиник занимающихся так называемым PR-ом, как белым, так и черным, то есть фактически ложные положительные и отрицательные отзывы. Не станем перечислять эти ветеринарные клиники, пусть останется все на их совести их немного, но они есть.
В одной и той же клинике могут работать и опытный и менее опытный врачи, написав отзыв на основании посещения менее опытного врача, вы лишаете потенциальных пациентов обратиться к более опытному доктору в этой же клинике. Конечно, мы не берем вопиющие факты, не требующие обсуждения, но в остальных случаях, только экспертными комиссиями можно определить были ли действия врача вредными или он действовал в необходимом порядке. Такие комиссии есть в медицине, но нет в ветеринарии. К ним обращается суд при судебном разбирательстве.
Совет, который можно дать пишущим отзывы пациентам такой: постарайтесь избежать субъективного в вашем мнении. Больше пишите об отношении, внимательности, стараниях, которые всегда будут заметны и более объективны, понимая, что организм животного или человека еще более сложен, чем автомобиль и шансы ошибочности вашего мнения огромны, а это может оказать вред ищущим качественной помощи пациентам.