Роль гомеопатического фактора в реализации иммунного ответа
Меню Закрыть

Роль гомеопатического фактора в реализации иммунного ответа

Комиссаренко А.А., Салычева Л.В., Гаврилов Ю.В.

Человечество всегда интересовали вопросы защиты организма от внешних вредоносных воздействий. Более двух веков Самуэль Ганеман, обосновав применение подобранных по подобию препаратов в сверхвысоких разведениях, обозначил наличие в организме неизвестных защитных факторов. Его взгляды выходили за рамки представлений о биологических процессах. Многим и сейчас трудно понять каким образом может действовать средство, в котором нет ни одной молекулы активного вещества.

Поиски защитных факторов продолжались и в 1884 году И.И. Мечников представил доказательства явления, названного им фагоцитозом. У перенесшего инфекционное заболевание он брал кровь, в которую вводил возбудитель этого заболевания и под микроскопом наблюдал процесс поглощения микроорганизмов клетками крови, т.е. фагоцитоз.

В то время господствовала гуморальная теория защиты организма, выдвинутая П. Эрлихом. Его последователи продемонстрировали тот же эксперимент, но при этом удаляли из крови все клеточные элементы. Было показано, что даже в бесклеточной сыворотке возбудитель полностью инактивировался. Этот эксперимент подтвердил наличие в организме другого защитного фактора, основой которого являются антитела.

Борьба двух идей привела к доказательности обеих и положила начало стремительно развивающейся науке — иммунологии. Однако, несомненные успехи иммунологии не дают ответа на вопрос, какой фактор лежит в основе защитного механизма гомеопатического феномена и какое место он занимает в иммунной системе. Тем не менее, современное состояние медицины, наводит на мысль, что в целостном понимании защитных сил организма недостает именно тех звеньев, которые могут быть объяснены открытием Ганемана.

На основании клинического опыта поколений, большого количества экспериментального материала по гомеопатии, нейрофизиологии, генетике, молекулярной физике и другим научным дисциплинам, мы создали концепцию информационно-волнового влияния на всех уровнях регуляции организма. В основе концепции лежит установленное рядом исследователей дифференцированное информационное воздействие на нейроны регулирующих центров мозга. Введение в организм дополнительной информации в виде электромагнитных волн, которые, как доказал Ф. Моррель, характеризуют потенцированные препараты, обеспечивает гомеопатический эффект.

Естественно, назрела необходимость определения места гомеопатического фактора в иммунной системе и определения его роли в защите организма от инфекционной агрессии. С этой целью на базе Санкт-Петербургского НИИ микробиологии и эпидемиологии имени Л.Пастера мы продолжили классические эксперименты И.И.Мечникова и П.Эрлиха. Опыты проводились по той же схеме, но из сыворотки крови путем многократного разведения удалялись все антитела.

В начале исследования в течение 2 месяцев проводилась пятикратная стандартная иммунизация взрослого кролика энтеропатогенной кишечной, палочкой -Escherichia coli. Эффективность иммунизации подтверждалась развернутой реакцией агглютинации в крови с.высоким титром антител.

После этого из крови иммунизированного кролика готовили сыворотку, которую разводили физиологическим раствором до степени 1010-60, что соотвествует 30-й сотенной потенции. Постановка реакции агглютинации с этой

сывороткой дала отрицательный результат, что в соответствии с законом А.Авогадро, свидетельствовало об отсутствии в растворе антител. Это подтверждено и отсутствием патологической реакции мышей при внутрибрюшинном введении им потенцированной сыворотки крови.

Этим же мышам через сутки после введения сыворотки внутрибрюшинно вводили половину летальной дозы Escherichia coli, вычисленную опытным путем. При этом в подопытной группе все мыши остались живы, в отличие от контрольной группы, где погибла половина животных.

Следовательно, у мышей после введения им потенцированной иммунизированной сыворотки крови, в которой от кишечной палочки остался только информационно-волновой след, вырабатывался иммунитет против этого возбудителя. Причем этот иммунитет нельзя отнести ни к гуморальной, ни к клеточной его разновидности, так как в сыворотке отсутствовали и фагоциты и антитела.

В следующем эксперименте была поставлена задача воспрепятствовать образованию информационно-волновой защиты в организме, воздействуя на этот процесс потенцированной туей, относящейся к т.н. «вакцинальной» группе гомеопатических препаратов. Препараты этой группы применяемые для купирования поствакцинальных осложнений, одновременно предотвращают образование иммунитета против прививаемой инфекции.

В результате этого опыта удалось установить, что несмотря на воздействие туи, выработка специфических антител в организме сохранялась. Однако, при последующем введении половины летальной дозы Escherichia coli все животные в опытной группе погибли. Аналогичный результат получен и в эксперименте с использованием Staphylococcus aureus. Отсюда сделан вывод о том, что сам по себе гуморальный иммунитет без информационного компонента не защищает организм от инфекционной агрессии.

Кроме этого экспериментально выявлено, что в начальном периоде воздействия потенцированной иммунизированной сыворотки крови непосредственно на кишечную палочку ее вирулентность резко возрастала, делая микроб смертельным для всех мышей. Однако, при воздействии потенцированной иммунизированной сыворотки крови на возбудитель более двух часов он теряет свою вирулентность и становится непатогенным.

Этот антитоксический эффект позволяет осуществлять фагоцитоз, который реализуется через 8-10 часов после инфицирования, без токсического поражения самих фагоцитов. Повышением вирулентности возбудителя на начальном этапе взаимодействия с защитным фактором можно объяснить развитие многих ранних осложнений при проведении иммунизации.

Вместе с тем, удалось установить, что при длительном воздействии на возбудителя как нативной, так и потенцированной иммунизированной сыворотки, кишечная палочка, становясь авирулентной, не погибает. Кроме этого, возбудитель сохраняет способность к размножению и при пересевах восстанавливает патогенные свойства в следующих поколениях, что было выявлено при последующих заражениях мышей.

Таким образом, проведенные эксперименты подтверждают наличие гомеопатического фактора, как одного из необходимых механизмов для реализации защитных сил организма, в значительной мере определяющего функцию иммунной системы.

Влияние указанного фактора на возбудитель делает его авирулентным, что позволяет осуществлять фагоцитоз без гибели фагоцитов от поглощенных токсинов. В то же время, блокирование этого фактора лишает гуморальный иммунитет защитного эффекта.

Такой механизм защиты организма нельзя отнести ни к гуморальной, ни к клеточной разновидности иммунитета и, на наш взгляд, можно обозначить как информационно-волновой иммунитет.

Публикация обновлена 2024-02-28
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии