Меню Закрыть

Транспортный травматизм животных

Одним из основных видов транспортного травматизма у сельскохозяйственных животных является травматизм предубойного крупного рогатого скота.

Исследования, проведенные И. Я. Тихониным, М. А. Фельдштейном, Г. А. Абишевым на мясокомбинатах, на железнодорожном и автомобильном транспорте во время перевозок, а также при перегонах скота, позволили им установить, что количество травм зависит от способа доставки животных на мясокомбинаты, а степень травмирования опеределяется еще и возрастом скота. Взрослые чаще имели повреждения при доставке их железнодорожным транспортом (49,32%), чем при перевозке автомобильным (41,09%), молодняк же наоборот (18,51 и 38,66% соответственно) (И. Я. Тихонин, М. А. Фельдштейн). По данным Г. А. Абишева, у взрослого крупного рогатого скота механические повреждения при доставке его по железной дороге наблюдаются в 46,7% случаев; при перевозке автотранспортом— в 30,2% и гоном — в 14,9%; у молодняка при перевозке его по железной дороге — в 20,6%, автотранспортом — в 26% и гоном — в 8,3%.

При травмах происходят кровоизлияния в кожу, подкожную клетчатку, под фасции и мышцы. Часто обнаруживаются отеки, некрозы тканей, гематомы, лимфоэкстрава-заты, перитониты, абсцессы и др.

Из всех видов травм чаще всего наблюдаются ранения и ушибы. У взрослых животных при перегоне ранения составляют 76,4%; при доставке по железной дороге — 58,2%; автотранспортом — 52,7%; у молодняка соответственно 74,9; 56,7 и 59,3%. На ушибы у взрослых животных при перегоне приходится 11,4%, при доставке по железной дороге — 19,5%, автотранспортом — 20,4%; у молодняка соответственно 11,2; 14,6 и 16,4% травм.

По локализации повреждений травмы брюшной стенки занимали 37,2%, грудной стенки — 29,1%, конечностей — 13,5%, головы— 11,1%, шеи — 5,7%, наружных половых органов — 2,1%, вымени — 1,3%. При этом от каждой травмированной туши выбраковывалось от 0,4 до 10 кг мяса с кровоизлияниями (Г. А. Абишев).

Как показали наблюдения И. Я. Тихонина, М. А. Фельдшетейна, повреждаются преимущественно боковые поверхности тела и особенно часто в местах наиболее близкого к коже расположения выступающих участков костей скелета.

Большинство травм возникает из-за несоблюдения норм погрузки животных в вагоны и на автотранспорт, из-за размещения взрослых животных вместе с молодняком, смешения скота из разных гуртов и др.

При предубойном осмотре животных И. Я Тихониным и М. А. Фельдштейном обнаружены такие прижизненные повреждения, как роговины (следы от ударов рогами), раны кожи, ссадины, оссаднения, царапины, абсцессы, гематомы, переломы ребер и др. Наибольший процент составляют роговины — у взрослых — 51,14%, у молодняка — 61,35%. Ссадин, потертостей, гематом и царапин наблюдается больше у взрослых животных. Из закрытых повреждений превалируют кровоизлияния в различной стадии их организации (63%).

Прижизненная диагностика различных травм затруднительна из-за ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются: толстая кожа, густой волосяной покров, анатомическое строение области повреждения, характер и тяжесть травмы, ее давность, различная индивидуальная чувствительность животных.

Авторы указывают, что при сравнении данных прижизненного клинического исследования и результатов осмотра туш обнаруживается довольно значительное расхождение между количеством травмированных животных различных возрастных групп при прижизненном обследовании их и при осмотре туш. Туши с внутримышечными кровоизлияниями составляли: взрослого скота — 63,19%, молодняка—17,85%, в то время как средний процент травмированных животных по данным прижизненного клинического исследования выражался в следующих величинах: среди взрослых — 46,6%, среди молодняка — 28,39%.  По группе взрослых животных расхождение

составило 15,59-%, по группе молодняка — 10,44%. В основном эти различия объясняются тем, что некоторые кровоизлияния трудно обнаружить при предубойном клиническом исследовании животных.

У взрослых животных кровоизлияния по площади могут занимать большую поверхность грудной и брюшной стенки (до 2 х 300 см 2), а глубина их может быть 5— 10 см. Иногда они охватывают область плеча и лопатки или бедра и крестца.

Патолого-морфологические изменения участков повреждения в зависимости от давности повреждения могут быть следующими: в виде несвернувшейся крови, без нарушения структуры мышечных групп, в виде несвернувшейся крови с обрывками мышечной ткани и кровянистого сгустка различной консистенции, с признаками отграничения соединительной тканью от неповрежденных мышечных волокон и кровянистого сгустка, а также в виде кровянистого сгустка, проросшего местами соединительной тканью и отграниченного соединительнотканной капсулой.

И. Я Тихонин, М. А. Фельдштейн, С. Н. Мартьянов, И. С. Зельманов, В. П. Романдина провели экспериментальные и клинические исследования по изучению особенностей травматизма у крупного рогатого скота в зависимости от давности наносимых ему травм.

Несмотря на различную локализацию повреждений, состояние травм в основном было однотипным. Воспалительные явления, развивающиеся вслед за нанесением травм, наиболее отчетливо проявлялись в первые 3—4 дня и удерживались б—7 сут. В. области ушиба отечность тканей наиболее выражена к концу вторых, реже третьих суток. Иногда в области травм одновременно они обнаруживали на коже царапины, ссадины и оссаднения, покрытые капельками засохшей крови в виде струпа. Нередко наблюдали гематомы.

Скот, за которым вели наблюдение, был доставлен по железной дороге. В пути находился 2—3 сут. Как правило, в одни вагоны погружали молодняк и взрослых животных, нередко без привязи. Опросом установлено, что в пути при резком изменении скорости движения состава животные часто падали. При выгрузке животных из вагонов использовали трапы. Однако из-за недостаточной их ширины и неплотного прилегания к вагонам конечности животных часто проваливались между вагонами и платформой. При

поступлении на мясокомбинат скот размещали в базах на привязи. При перегоне животных по территории мясокомбината применяли мягкие хлопушки. После выдержки в предубойных помещениях скот поступал в различные сроки в убойный цех. На московском мясокомбинате из 14 034 туш (7020 молодняка, 7014 взрослых), просмотренных авторами на конвейере убойного цеха, обнаружено с повреждениями 4912 (35%). Повреждения были преимущественно на тушах взрослого скота (55,4%), на тушах молодняка — 14,6%. Максимальное количество травм с наибольшей площадью повреждений выявлено у взрослого крупного рогатого скота неудовлетворительной упитанности.

По локализации наиболее частыми были повреждения боковых поверхностей грудной стенки (60—70%) и брюшной (20—25%).

Наиболее часто авторы обнаруживали кровоизлияния ограниченные, мелкоточечные, пятнистые, полосчатые и в виде гематом.

На основании произведенных исследований А. М. Голубев для определения давности ушибов крупного рогатого скота рекомендует пользоваться следующими основными признаками.

В местах ушибов давностью от 1 до 24 ч сгусток крови равномерный, ярко-красного цвета. Через 48—72 ч сгусток крови приобретает темно-красный цвет, который после пребывания на воздухе постепенно переходит в ярко-красный, кроме того, может наблюдаться отстаивание сыворотки в кровяном сгустке, а в окружающей ткани — инъекция сосудов и отечность. Через 5—6 дней отечность в окружающей ткани сохраняется, начинается разроет соединительнотканных клеток по периферии кровоизлияния. Через 10 дней размножение соединительной ткани хорошо заметно, она отдельными жилками прорастает в кровяной сгусток. Через 15—20 дней небольшие кровоизлияния рассасываются, на их месте остается соединительнотканный рубчик. Вокруг больших кровоизлияний развивается заметная соединительнотканная капсула.

По данным Г. А. Абишева, в результате травм не только снижается выход мяса в туше, но и качество шкур. Из-за травм животных шкуры оценивают только III — IV сортом. Это приносит большие убытки.

По И. Я Тихонину, М. А. Фельдштейну, С. Н. Мартьянову, профилактика травматизм а крупного

рогатого скота должна проводиться в основном в период заготовки и транспортировки животных к мясокомбинатам. При этом нельзя допускать:

смешивания различных гуртов скота на базах заготскота и на пути следования гоном к мясокомбинату;

перевозки скота в неприспособленных вагонах;

резкого торможения и толчков при формировании и передвижении железнодорожного состава со скотом.

Кроме того, необходимо выполнять следующие профилактические мероприятия:

формировать молодняк и взрослый крупный рогатый скот в отдельные гурты;

с целью предотвращения давки во время водопоя крупные гурты скота подгонять частями, чтобы животные могли свободно располагаться у водопойных желобов;

загружать молодняк и взрослых животных отдельно, в разные вагоны;

трапы для погрузки и выгрузки животных из железнодорожных составов делать шириной, равной ширине раздвигающейся двери вагона;

располагать крупный рогатый скот в железнодорожных вагонах только по направлению движения поезда.

Рекомендовать обезроживание животных в раннем возрасте.

Публикация обновлена 2018-07-30
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии