Меню Закрыть

Морфофункциональная характеристика компонентов тазобедренного сустава в условиях тотальной артропластики

М.А. Кайдановский 

 

Выяснение закономерностей структурной организации компонентов тазобедренного сустава (тбс), а также поиск оптимальных методов для оперативного лечения артропатий данного сочленения – одна из актуальных проблем современной науки и ветеринарной практики. В этой связи небезынтересным представляется экспериментальное моделирование артропатии тбс с последующим проведением тотальной артропластики и оценкой динамики морфологических эквивалентов репаративной регенерации его компонентов. Цель настоящего исследования – изучить структурно-функциональное состояние компонентов тбс в норме, в условиях индуцированного, по разработанной методике коксартроза, и при тотальной артропластике, и на основе полученных данных оценить динамику морфологических эквивалентов формирования неоартроза у животных.

Для достижения поставленной цели был применен комплексный методический подход, включающий: анатомическое препарирование и описание, световую микроскопию и аддитивно-инверсивную компенсацию в поляризованном свете при окраске препаратов реактивом Эбнера и пикро-сириусом. Материалом для исследования послужили 20 половозрелых беспородных собак подобранных по принципу аналогов, на которых моделировали коксартроз и через 1 месяц проводили тотальную артропластику тбс: артроксизис вертлужной впадины и редуцирование головки бедренной кости с последующим внедрением культи шейки во вновь сформированную суставную впадину и имплантацией лавсановой связки. Животных выводили из эксперимента: через 1 месяц после моделирования коксартроза – 4; через 1 месяц после операции – 8; через 3 месяца — 8. От них получали материал тбс, который затем подвергали морфологическому исследованию.Результаты исследований. Через 1 месяц после индуцирования коксартроза в суставном хряще мы наблюдали выраженные структурные изменения: истончение в центральных отделах, разволокнения, узурации, трещины, кистозные полости, фибрилляция матрикса. В участках хряща подверженных деструкции, отмечали превалирование изоформ коллагена высокой степени морфологической зрелости, тогда как пространственная ориентация макромолекул аморфной фазы не соответствует линиям физиологической нагрузки.

Через 1 месяц после тотальной артропластики микрорегион между культей шейки бедренной кости и ацетабулюм (вертлужной впадиной) был заполнен массивом хряща и соединительной ткани, при чем регенерат распространялся как со стороны бедренного, так и тазового компонента сустава, а сама область неоартроза ограничена плотной фиброзной капсулой, которая закрепляется на большом вертеле, вентральной поверхности культи шейки и по периметру ацетабулюм. На фоне отсутствия упорядоченности в ориентации межклеточного вещества и наличия в центре данной зоны коллагеновых волокон малой и средней степеней морфологической зрелости, свидетельствующей об их метаболической активности, по периметру превалируют зрелые изоформы коллагена, которые могут способствовать удержанию формы регенерата. Имплантированная в сустав лавсановая лента окружена соединительной тканью, которая прорастает в ее ячейки. Костная ткань в зоне неоартроза находится в фазе выраженных реактивных преобразований: отмечено большое количество кровеносных сосудов, множественные резорбционные лакуны и одновременно молодые костные балки, отличающиеся метахромазией; в матриксе преобладают юные и зрелые изоформы коллагена. В областях, граничащих с зоной неоартроза, отмечено большее представительство компактной кости по сравнению со спонгиозой. Через 3 месяца после операции между культей шейки, большим вертелом и ацетабулюм контурирует суставная щель, образованная хрящевым покрытием, близким по своим морфологическим характеристикам к гиалиновому хрящу: наличие поверхностной зоны с тангенциально ориентированными хондроцитами; средней некальцифицированной и глубокой кальци-фицированной зон с изогенными группами клеток; граница кальцификации — tidemark. Под хрящевым покрытием дифференцируется субхондральная кость в виде замкнутой пластинки, которая по своему происхождению является компактизированной спонгиозой.

В межклеточном веществе хряща и субхондральной кости отмечена высокая степень упорядоченности матрикса, а коллаген в нем представлен в основном фибриллами средней и высокой степеней морфологической зрелости. Бедренный фрагмент костно-хрящевого регенерата по своей форме сходен с резецированной головкой и практически конгруэнтен с вновь образованной ацетабулюм. Сама суставная впадина углублена за счет остеофитозных разрастаний, особенно в области верхнего свода. Полость сустава ограничена капсулой, близкой по строению к исходной – выделены два слоя: фиброзный, состоящий из плотной соединительной ткани, в матриксе которой преобладает волоконный остов, ориентированный по линиям физиологической нагрузки; синовиальный, имеющий в своем составе ворсины, синтезирующие синовию. Описанные выше преобразования могут свидетельствовать о том, что ткани тбс имеют высокую адаптивную пластичность и могут изменяться под воздействием измененной при проведении тотальной артропластики биомеханической нагрузки.

Полученные данные позволяют сделать заключение о том, что тотальная артропластика индуцирует образование неоартроза тбс, который к 3 месяцам после операции по своему структурному оформлению является вполне совершенным сочленением. Таким образом, данная реконструктивно-восстановительная операция может быть рекомендована к использованию в ветеринарной практике, как достаточна эффективная и экономически целесообразная.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии